Представляем выдержки из некоторых материалов, которые можно в полном объеме прочитать в газете «Плавание для всех» №74 на сайте Всероссийской федерации плавания (ссылка) или в формате pdf-файла.
Сто лет назад, ровно через год после антверпенской Олимпиады весь спортивный мир облетела сенсационная новость: 18 августа 1921 года на состязаниях в 50-метровом бассейне норвежского города Христиания молодой шведский пловец Арне Борг проплыл кролем 1000 м вольным стилем с новым мировым рекордом — 14.18,8 (тогда была и такая дистанция, да и вольный стиль далеко не всегда был кролем). Это был первый случай в истории спортивного плавания, когда европеец установил мировой рекорд при помощи именно кроля.
Узнав об этом рекорде, Уильям Бахрак (тренер национальной команды США) улыбнулся. «Молодцы европейцы! — подумал он. — Они извлекли правильные уроки из провала в Антверпене. Посмотрим, чем порадует дальше этот Арне Борг. Ему недолго осталось ждать рождения вполне достойного противника среди моих новых учеников».
Итак, уважаемые друзья, есть повод вспомнить… нет, не об Арне Борге, но о великом Джонни Вейсмюллере. И вас ожидает рассказ (из книги «В олимпийских бассейнах», 1960 г.) в авторстве легендарного для отечественного плавания человека — Захария Павловича Фирсова, генерал-майора медицинской службы, многолетнего и уважаемого во всем плавательном мире председателя Федерации плавания СССР. Итак:
… Бахрак посетил много бассейнов в различных городах Америки, внимательно следил за состязаниями школьников. Мысленно уже ясно себе представлял, какой должна быть техника плавания кролем, чтобы перекроить всю таблицу мировых рекордов. Он понимал, что от широкогрудых, коренастых пловцов типа Каханомоку нужно отказаться. Современный пловец должен побеждать не силой, а идеальной техникой, хорошей тренированностью. Он должен быть «змеиного типа» — высокий, гибкий, эластичный, с длинными «рычагами» и хорошей емкостью легких.
В конце октября 1920 года среди купавшихся в иллинойском бассейне новичков внимание Бахрака привлек долговязый юноша с удивительно длинными, как у большой гориллы, руками и ногами. Когда юноша бросился в воду и поплыл, от неумения координировать свои движения руки у него цеплялись друг за друга, а ноги беспорядочно барахтались в воде. Но юноша, несмотря на свою худобу, удивительно высоко лежал на воде, точно неуклюжий поплавок. Отличная плавучесть!
Когда юноша вышел из воды, тренеру пришлось высоко задрать вверх голову, чтобы измерить рост пловца. «Лет семнадцать, не меньше», — подумал Бахрак.
— Как зовут?
— Джон. Джонни Вейсмюллер.
— А лет сколько?
— Пятнадцать.
Бахрак чуть не подскочил от этой неожиданной новости.
— Отлично! Вы великолепно развиты. Вы рождены быть чемпионом плавания. Хотите им стать, побеждать в состязаниях, устанавливать рекорды?
— Я об этом не думал,— сконфузился юноша,— но если высчитаете…
Полтора года о Вейсмюллере ничего не было слышно. Но не было дня, чтобы Бахрак скрупулезно не работал над ним. Как скульптор лепит фигуру созданного своим воображением художественного образа, так и Бахрак трудился над своим учеником.
«Прежде всего, — рассказывает Вейсмюллер в своей книге «Мои воспоминания», — Бахрак открыл мне секрет расслабления, секрет отдыха во время гребка. Он научил меня, как нужно расслабляться, не снижая скорости плавания. В этом заключается основное в плавании.
Во время тренировок Бахрак требовал от меня, чтобы я вдумывался в свои действия. Он часто останавливал меня и спрашивал:
— О чем ты сейчас думаешь?…
Источник: ссылка
Оставить комментарий