Воспоминания об Ольге Кокориной: «Доплыть до столетия»

В 2011 году Ольга Кировна Кокорина дала интервью журналу «Плавание». Приводим текст материала в память об Ольге Кировне.

Доплыть до столетия

Спортивная слава нашла Ольгу Кировну Кокорину, когда она ее совсем не ждала. В 1998-м на мировом первенстве в американском Портленде она стартовала на «полтиннике» вольным стилем никому не известной пенсионеркой из России, а финишировала чемпионкой и рекордсменкой мира, поразив зрителей и специалистов  прекрасной техникой и скоростью: в 75 лет так никто и никогда еще не плавал! Сейчас, когда Кокориной почти 88, по количеству завоеванных ею в ветеранских заплывах титулов и рекордов с ней никто не сравнится. Откуда что взялось?

…Плавать Оля начала, когда служила на флоте. Нет, держаться на воде она умела с раннего детства. Все-таки ленинградка. Но одно дело купаться-барахтаться, а другое – регулярные тренировки и соревнования. Странным образом спорт и война в ее судьбе связались в один узел. В Кронштадте, куда в 1942-м ее направили служить, она быстро стала «надеждой Балтфлота». Невысокая, гибкая, резкая, белокурая морячка блистала на всех соревнованиях. А их в блокадном Ленинграде было немало. Город голодал, замерзал, корчился под бомбами и снарядами. И все равно жил – назло фашистам. Частью этой героической  блокадной жизни стали спортивные старты.

— А как вообще вы попали на фронт, Ольга Кировна?

Мы  сидим  в уютной гостиной  ее небольшой квартиры на улице Карбышева в Петербурге. Все стены здесь увешаны медалями, а шкаф и книжные стеллажи заставлены кубками. Разглядеть все – дня не хватит! Хозяйка угощает меня чаем и сетует на… нехватку времени. Признается: с тех пор, как три года назад вышла на пенсию, свободного времени почти нет: тренировки, поездки, дача, внуки-правнуки. А я все не могу оторваться от фотографий в старом альбоме, где запечатлена девушка в тельняшке со спадающими на гюйс кудрями.

— Как я попала в армию? По комсомольскому призыву 1942 года. Мы с мамой и младшей сестрой жили с осени сорок первого в эвакуации в Пермской области. В 18 лет меня, гимнастку-перворазрядницу, взяли в местную школу преподавать физкультуру. Попью утром кипятка со жмыхом, ноги в галоши – и к ребятишкам… Весной сорок второго в деревне на сходе зачитали приказ Сталина о комсомольском призыве на фронт девушек. Через несколько дней я уже ехала на запад в эшелоне с двумя тысячами таких же 18-19-летних девчонок. Направили меня на курсы радистов в школу связи флота в Кронштадт. Там и служила. Каждый день кто-то погибал рядом. На войне все притупляется, даже страх, что тебя тоже могут убить. Куда страшней, помню, было думать, что в мой родной город может прийти враг. Но когда вдруг начали соревнования проводить, от сердца как-то отлегло: не видать фашистам нашего города!

Ольга бегала, прыгала. А в 1943-м ее заявили на турнир пловцов – первый с послевоенной поры. К своему удивлению, финишировала первой с рекордом Балтфлота. И сразу получила предложение от известного в те годы в СССР тренера Василия Петровича Поджукевича серьезно заняться плаванием. Тренер написал письмо адмиралу Кузнецову с просьбой отпустить талантливую спортсменку со службы на тренировочные сборы в Москву. Адмирал отпустил. Там, в Москве, на первом в своей жизни тренировочном сборе встретила она свою судьбу – Льва Кокорина. Прекрасный пловец и отличный ватерполист, будущий участник Олимпиады 1952 года, заслуженный мастер спорта. Прожили они вместе  45 счастливых лет. 

— А когда в 1989-м Левы не стало, я чуть с ума не сошла, – горько вздыхает Ольга Кировна. – Чтобы хоть как-то прийти в себя, решила снова начать плавать. И тем спаслась.

Чемпионка и рекордсменка СССР 1946 года, Кокорина вскоре после рождения детей из спорта ушла. Стала тренером. А тут в 66 лет, что называется, снова с головой ушла в воду. Взяла за правило: ни дня без 2 км в бассейне! Как-то коллеги попросили ее «стартануть» на вузовских соревнованиях среди преподавателей. Ольга Кировна, которой к тому времени было за 70, проплыла… с лучшим временем дня. И пошло-поехало! Всероссийский чемпионат – медали и рекорды. Потом США, Австрия, Австралия, Испания, Япония, Франция… Полмира объехала петербурженка, собирая награды европейских и мировых первенств ветеранов. Смеется: вот уж не думала, что так много придется путешествовать на старости лет. Выступает обычно на дистанциях 50 и 100 м всеми стилями  – кролем, брассом, дельфином, на спине. 

Среди ее соперниц есть как любители, так и некогда известные спортсменки. Увы, многие уже не те: тучны, медлительны. Иных в воду спускают, какой там — прыгнуть с тумбочки!

— Все потому, что после большого спорта они резко «встали», — уверяет Кокорина. – А чем  человек старше, тем активнее должен быть. С тех пор, как вернулась в плавание, я занимаюсь каждый день. Дома у меня гантели, хожу в бассейн. Летом на даче вместо гантелей использую камни, плаваю в озере. Обычная моя зарядка – это 50  приседаний  плюс комплекс упражнений на растяжку. Когда, бывает, лень шевелиться, говорю себе: что, хочется ходить с палочкой? И чтобы голова болела и шея не ворочалась?

Соседи дивятся: в столь почтенном возрасте о вечном надо думать, а эта неугомонная по заграницам рассекает. В больнице Кокорина за всю жизнь была дважды –  когда рожала дочь, а потом сына. Диета? Ничего особенного. Ест с удовольствием каши, добавляя изюм или курагу. Любит творог, сыр, натуральное молоко. А вот от мяса отказалась давно.

Разговаривать с ней интересно. У этой маленькой худощавой женщины прекрасная память – и не только на былое. Помнит, к примеру, номера телефонов всех своих знакомых и даже приятелей детей, внуков. Следит за событиями, в первую очередь, конечно, спортивными. Мы даже немного поспорили с ней о перспективах  российской сборной по плаванию на грядущих в 2012 году в Лондоне Играх. Мой скептицизм был наголову разбит ее оптимистическими доводами.

Грустит Ольга Кировна лишь об одном: уходят ровесницы-соперницы. Поколение мужественное и очень терпеливое, вынесшее на себе войну, репрессии, тяжкие труды и исторические потрясения. Как-то упросила организаторов допустить ее до стартов «молодежной» (75 лет) группы. Допустили. Выиграла. Захотела проплыть с 60-летними. Но те запротестовали… Теперь к  выступлениям  в «протестной» группе она готовит не так давно вышедшую на пенсию дочь Киру Макарову. Надеется вместе съездить на мировой чемпионат. До этого, впрочем, будет еще чемпионат Европы. Кокорина уже начала к нему подготовку. Он пройдет в сентябре в Ялте. А в ноябре эта удивительная женщина отметит 88-летие.

Автор: Людмила Безрукова

Источник: журнал «Плавание»

Источник: ссылка

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о