Техника обучения плаванию детей от 4 лет и старше.

Игра. Часто это слово ассоциируют с детством. Но давайте задумаемся, какую часть в Вашей жизни оно занимает….
В дикой природе процесс обучения юных особей происходит именно в игровой форме, и это заложено в генах.
Игра – мощнейший когнитивный инструмент.

Обучение маленьких детей плаванию имеет несколько сложных моментов. Условно, первая группа сложностей связана с тем, что занятия проходят в водной среде, которая агрессивна по отношению к человеку. В воде человек быстро теряет тепло, температура тела падает, человек не способен дышать под водой без специальных технических средств, измененное положение тела в пространстве…и т.д. Вторая группа относится непосредственно к обучению. Плавание сложнокоординационный вид спорта, поэтому разучивание технических элементов принято разбивать на отдельные звенья, которые легко описать и наглядно показать. Часто применяют подводящие упражнения, форма которых, как правило, игровая. Весь урок может проходить в игровой форме.

Процесс обучения, какому либо двигательному действию, делится на 3 последовательных этапа:

  • Этап начального обучения плаванию.
  • Этап углубленного обучения плаванию.
  • Этап совершенствования двигательного действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
  • Основываясь на выше изложенном в структуре наших занятий все упражнения будут разделены на 3 составляющие:

    а. игры для начального обучения;
    б. игры для закрепления пройденного материала;
    в. игры для повторения старого материала.

    В начале обучения у некоторых детей наблюдается сверхчувствительность и различные негативные реакции при контакте с водной средой. Это могут быть как аллергические реакции, так различные фобии – водобоязнь. Как правило, восприятие новичков обостренно, выражено в неприятных ощущениях от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление толщи воды и температура вызывают скованность, дискомфорт и затрудняют дыхание. Зачастую дети имеют страх глубины.

    Для ускорения процесса обучения и его эффективности, на первой ступени обучения следует сделать акцент на упражнения для ознакомления с водной средой, способствующих ускорению снятия негативных эффектов./

    Основные советы по обучению детей следующие:

  • — Все начальные упражнения следует выполнять на глубоком вдохе, за счет наполнения воздухом легких плавучесть тела улучшается;
  • — Стимулировать детей открывать глаза под водой (предлагать рассматривать предметы под водой);
  • — Обучение лежание на поверхности воды, следует начинать с использованием опоры (н-р держаться руками за бортик бассейна);
  • — После начала применения упражнений на скольжение особое внимание следует уделить положению тела. При выполнении упражнения «стрелочка», часто у детей нарушается равновесие тела, и их начинает клонить в сторону, поэтому для сохранения равновесия рекомендуется немного расставить ноги в стороны, руки развести на ширину плеч. Такое положение тела поможет сохранить ребенку траекторию движения и ориентацию в пространстве.
  • — Во время разучивания с детьми прыжков в воду с бортика, вначале следует выполнять вход в воду сгруппировавшись, для уменьшения глубины погружения.



  • Все вышеизложенные упражнения призваны снять психологический дискомфорт, повысить способность детей перемещаться и ориентироваться в водной среде.
    Как правило, занятия плаванием имеют групповую форму занятий. Поэтому и упражнения пишут для нескольких человек. В ходе игры не следует делать грубых оценок, т.к. это может нанести ребенку психологическую травму и вызвать неприязнь к дальнейшим занятиям. Во время игры следует сравнивать детей с понятными им персонажами, наделять их свойствами различных предметов (быстрый — как торпеда). Сравнивать результаты ребенка, с прошлыми его достижениям, следует используя слова: больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

    Необходимо выстроить последовательный процесс обучения, придерживаясь принципа обучения от просто к более сложному(от пункта 1а до пункта 7в). Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты «а») а игр для повторения старого материала (все пункты «в»).

      1. Игры по ознакомлению со свойствами воды.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
    • 2. Игры, обучающие погружению и всплытию.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
    • 3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
    • 4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
    • 5. Игры, обучающие дыханию.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
    • 6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала
  • основы техники плавания кролем на груди
    основы техники плавания кролем на спине

      7. Игры по овладению простейшими прыжками.
  • а. начальное разучивание
  • б. игры для закрепления пройденного материала
  • в. игры для повторения старого материала